Пираты и бесплатные антивирусы не дают расти Symantec, Eset и Лаборатории Касперского

11 Июня 2010
Рост рынка антивирусного лицензионного ПО в России серьезно замедлился. Аналитики связывают это с двумя факторами: частные пользователи переходят на бесплатные антивирусы, а корпоративные используют пиратские программы.

Рост рынка антивирусов в России серьезно замедлился. Аналитики связывают это с двумя факторами: частные пользователи переходят на бесплатные антивирусы, а корпоративные используют пиратские программы.

По мнению экспертов портала Anti-malware.ru кризис сильнее всего затронул сегмент персональных пользователей. Рост розничных продаж практически остановился, т.к. данная категория покупателей стала чаще пользоваться бесплатными антивирусами Avast, Avira и Microsoft. А корпоративные клиенты перестали "обеляться", т.е. заменять пиратские антивирусы лицензионными. Именно такой переход раньше обеспечивал рост рынка на десятки процентов ежегодно. Компании не стали совсем отказываться от лицензионных антивирусов, но вместо обычного продления лицензий стали требовать от продавцов специальных цен, использовали скидки при переходе с одного продукта на другой и т.д. Лишь госструктуры, госмонополии и предприятия крупного бизнеса в настоящий момент являются островками стабильности, не сокращавшими серьезно бюджеты на безопасность.

В ценах 2009 года для конечных пользователей общий объем продаж превысил $218,7 млн, что является ростом на 8,7% по сравнению с 2008 г. Однако это несравнимо с динамикой прошлых лет. Вместе с тем, необходимо отметить, что рынок антивирусов заметно консолидируется, доход от продаж продуктов вендоров, не вошедших в первую десятку рейтинга, сократился более чем вдвое (-53,3%). Хотя год назад этот показатель также был отрицательным, но на порядок меньше (-5,1%). Тройка лидеров - "Лаборатория Касперского", Eset  и Symantec  - контролируют 84% рынка антивирусного ПО в России (годом ранее - 81%). Рыночные доли лидеров колебались в 2009 г. незначительно. В плюсе оказались только "Лаборатория Касперского" и Eset. Выручка от реализации продуктов лидера рынка - "Лаборатории Касперского" - увеличилась на 11,2%, перешагнув рубеж $100 млн. Больше, чем у остальных игроков – на 20,9%, этот показатель вырос у занимающей второе место Eset. Результаты остальных разработчиков скромнее.

Представленным данным можно доверять с высокой степенью достоверности, поскольку оценка самих компаний-лидеров рейтинга и результаты экспертных оценок расходятся незначительно. По этому поводу Олег Гудилин, руководитель отдела стратегического маркетинга "Лаборатории Касперского" отметил, что "возможно, разница итоговых данных связана с тем, что антивирусный рынок не достаточно прозрачен. Трудности при анализе финансовых результатов также вызывает то, что российские компании продают ПО в одной валюте, а рассчитывают показатели в другой". С его выводами согласилась и Анна Александрова, директор по маркетингу российского представительства Eset.

Кризис крайне негативно сказался на всём сегменте антивирусов, т.к. многие фирмы, которые казались перспективными, потеряли возможность инвестировать средства в разработку. Так, эксперты портала Anti-malware.ru предполагают, что Panda Software занимающая 7 место, будет вытеснена с этой позиции продуктом от корпорации Microsoft.

Источники: www.cnews.ru, www.anti-malware.ru

Короткая ссылка на новость: http://un-ltd.ru/~YbsMs